Предписания


Предписание-это информация, поступающая из эго- состояния Ребенка родителя. Некоторое сообщение, что разрешено и запрещено делать, думать, чувствовать и так далее.  Необходимо отметить, что эти сведения рождаются в следствии собственных переживаний родителя (беспокойство, гнев, скрытые желания и. т.д.).  Малышу они могут казаться алогичными, лишёнными смысла, но для воспитывающего взрослого они вполне логичны и последовательны.

 

12 предписаний

 

Мери и Боб Гулдинг определили двенадцать предписаний, являющиеся источником негативных решений.

Не делай.

Родительский страх, не позволяющий ребенку делать обычные вещи: «Не залезай на дерево», «Не подходи к ступенькам», «Не катайся на коньках» и т. д. В некоторых случаях такие родители не планировали ребенка и подсознательно не хотят его существования, подобные мысли порождают чувство вины, паники, как следствие становятся чересчур заботливыми, осторожными, бережными. Иногда родитель является психотиком или обладателем фобий, а может сверхосторожность появилась последствием смерти старшего ребенка. При таком стечении обстоятельств, по мере взросления ребенка, родительское волнение возникает по поводу любого поступка, который намерен совершить подрастающий ребенок: «Возможно, нужно подумать еще немного» - взывает обеспокоенная мать.

В последствии ребенок перестает верить, что может совершать правильные, безопасные действия и делать умозаключения. Не понимая, как ему быть, разыскивает человека, который сможет подсказать верный ответ. Во взрослой жизни такой ребенок столкнется с трудностями принятия решений.

Не будь. Не живи.

Весьма опасное послание. Может выражаться в очень мягкой форме: «Не будь вас, детей, я ушла бы от вашего отца» и жесткой: «Хоть бы ты не родился… мне бы не пришлось выходить замуж за…». Этот посыл может выражаться невербально, например: держа младенца на руках не качает его, ругается, порицает во время принятия пищи и банных процедур, кричит, раздражается в случае, если ребенок выразил желания в отношении чего-либо, или удостаивает нерадивого отпрыска шлепком. Способов передать послание «не будь» множество.

Послание может исходить от любого человека (мать, отец, бабушка, няня, воспитатель, дедушка, брат, сестра и т.д.). Родители могут находиться в подавленном состоянии из-за того, что ребенок зачат вне брака или после отказа заводить детей. Смерть матери во время родов, может привести к обвинениям со стороны отца, ближайших родственников. Слишком большой ребенок может слышать высказывания: «Я вся порвалась, когда тебя рожала». Многократно повторяемые высказывания в присутствии ребенка, становятся «легендой рождения»: «Если бы не ты, мы жили бы лучше».

Не сближайся.

В случае если, ребенок предпринимает разного рода попытки сблизится, а родитель в ответ игнорирует, реагирует неадекватно, «отбивает охоту» сближаться, то малыш может воспринимать это как сигнал, послание «не сближайся». Дефицит положительных взаимодействий, приводит непосредственно к пониманию «не будь близким». Похожее решение ребенок может принять самостоятельно, в результате ухода близкого для него человека (смерть или развод), делая вывод: «Для чего быть близкими? Все равно он ушел». Таким образом выводится вердикт: «не быть близким ни с кем, ни при каких обстоятельствах!»

Не будь значимым.

Данного рода предписание зарождается в условиях снижения значимости ребенка: «Когда взрослые говорят, дети-молчат». Предписание, можно получить не только дома, но и в школе, что не является редкостью. Учащиеся бывают жестоки, принижая своих одноклассников неуместными шутками и задирками.   Учитель может пренебрегать значимостью ученика, выражая это в разных формах, имея при этом множество целей (сделать его «удобным» учеником).

Не будь ребенком (маленьким).

Адресуется старшим детям вверяя им уход за младшими. Так же послание передается от родителей, которые торопятся сделать из отпрысков «маленьких мужчин» и «маленьких леди», «самостоятельных людей» поощряя чадо за обходительность, вежливость, до того, как он понял значение этих слов, например: запрещая ребенку плакать, основывая это: «Плачут только маленькие», «Так себя ведут только дети».

Не взрослей.

Как правило передается младшему ребенку в семье от матери (количество детей не имеет значения) или от отца дочери, которая находится в пубертатном возрасте у которой возрастает сексуальность. Запрещая девушке делать то, что делают ее сверстницы (макияж, модная одежда, туфли на каблуках, ходить на свидания). Отец, может прекратить поощрять, давать физические поглаживания (например, объятья), что приводит к выводу «Оставайся всегда маленькой. Тогда тебя будут любить".

Не добивайся успеха.

Предположим, что папа и сын играют в компьютерную игру, но только в ту в которую выигрывает отец, но как только мальчик одержал победу, игра завершается, в свою очередь юный игрок, может интерпретировать это следующим образом: «Я буду тебя любить, только если ты проигрываешь мне». Родитель склонный к перфекционизму часто критикует, сообщая «Все делаешь неправильно», которое толкуется как: «Не добивайся успеха».

Не будь собой.

Чаще всего, передается ребенку «не того пола». Например: отец желал сына, но родилась дочь. В следствии чего, отец делает из нее «мальчика», предположим, отправит заниматься футболом, единоборствами, заняться машинным моделированием. При условии, что девочка увидела, что мальчикам достается все лучшее, они во всем первые, она может сделать вывод: «Не будь девочкой, а то тебе ничего не достанется», в итоге, могут возникнуть большие проблемы с половой идентификацией.

Не будь нормальным.  Не будь здоровым.

Возникает в случае, когда родители поощряют, вознаграждают ребенка во время болезни, а здорового игнорируют, не замечают. Некоторые родители моделируют, стимулируют, одобряют безумное поведение, но оставляют без контроля, что преобразовывается в сообщение «не будь нормальным».

Не принадлежи.

Это сообщение вбивается в головы детей, родителями определяющих своих детей как: «трудных», «застенчивых», «особенных» и.т.д., В ином случае родители могут делегировать послание из-за отсутствия умения общаться.

Не думай.

Передается в условиях, пренебрежения интеллектуальных способностей ребенка. Предположим, что маленький ребенок показывает свой первый рисунок, на что слышит «Ну прям Пикассо! Ну ты умник!» или передается истеричной матерью, которая поучает дочь: «Если женщине что-либо нужно от мужчины, то она перестает думать и начинает жить чувствами и эмоциями». Во взрослой жизни возникнут большие проблемы в решении сложных задач, сопровождаясь ощущением «не в своей тарелке».

Не чувствуй.

Передается от родителей, которые сами сдерживают свои чувства. Можно встретить семьи, в которых проявление любых чувств под запретом. Однако, чаще встречаются семьи, в которых одни чувства под запретом, а другие разрешены, легальные. Следовательно, «не чувствуй», преобразовывается в «не злись», «не бойся, не испытывай страх». Порой, послание преображается в «Можешь чувствовать, но не показывать».