Двери контакта

На Земле проживает 7 655 957 369 человек. Каждый из них имеет свое мнение, взгляд на ту или иную ситуацию. Часто суждения расходятся, приводя к конфликту, ссорам, непониманию. В такой ситуации невозможно донести информацию до человека. Возникают вопросы: «Как общаться с таким человеком», «Почему он не понимает, что я хочу сказать», «Как избежать конфликта»?

Несмотря на то, что все разные, мы можем получать удовольствие от общения, развиваться, понимать собеседника или расстраиваться, злиться, испытывать дискомфорт из-за того, что наш оппонент другой и имеет иные взгляды.  Это мы решаем и выбираем самостоятельно.

Поль Вар и Тайби Калер независимо друг от друга сформировали модель личностных адаптаций. Основываясь на теории транзактного анализа, разработанным доктором Эриком Берном, о том, что личность человека можно разделить на эго- состояние Родителя (Р), эго- состояние Взрослого (В), эго- состояние Ребенка (Ре), а также разработанной в 1972 году Робертом Гулдингом теории предписаний.

Поль Вар,Двери контакта. Психология общения. Как построить коммуникацию.

В результате многочисленных исследований было выявлено две группы адаптаций в которых содержаться по три типа личности:


  1. Адаптация для выживания (сформировывается к полутора годам жизни, при условии, что родители по отношению к ребенку отрешенные, заняты и (или) отсутствует защищенность):
  • Креативный мечтатель (решил, что способен заботиться о себе сам не организовывая трудностей окружающим. Отстраняется);
  • Блистательный скептик (угрожающие события изучаются, оцениваются. В итоге приходя к крайним решениям об окружающих, дополняя все критикой и атаками);
  • Очаровательный манипулятор (использует скорость мышления взрослого, для выигрыша или выживания).
  1. Адаптация для одобрения (формируется к 6 годам, в условиях «легкого» стресса. Служат, для того, чтобы получить одобрение от родителей):
  • Чрезмерно реагирующий энтузиаст (стремится радовать окружающих. Действия берут начало из собственных эмоций, а не мышления);
  • Игривый упрямец (идет по жизни без плана и цели. Пытается избавиться от давления);
  • Ответственный трудоголик (изнуряет себя работой. Действия направлены на: достижения, организацию, производительность).


 Каждый тип, воспринимает информацию через мысли, чувства и поведение. Иными словами, индивид успешно принимает информацию из одного «открытого» канала, другие источники для него остаются закрытыми, не понятными.

 Три двери, которые помогут установить контакт:


  1. Открытая дверь. Общение строится без проблем;
  2. Дверь-цель. С помощью этого ресурса открывается «дверь-ловушка». Необходим для установления взаимопонимания;
  3. Дверь-ловушка. Коммуникация не возможна. Канал закрыт.


П. Вар отмечает, что дети, получив два типа послания от родителей или взрослого, являющийся для него значимым, не выберут один тип адаптации, то есть не будут «чистыми типами», в таком случае ребенок сочетает в себе два основных типа.

Чрезмерно реагирующий энтузиаст (истерическая личность). Большая часть энергии вкладывается в чувства. Окружающие воспринимают их как лицедеев, которые жаждут привлечь внимание к себе путем соблазняющего поведения. СосредоточПоль Вар,Двери контакта. Психология общения. Как построить коммуникацию.ены такие люди только на себе, ассоциируются с «пустыми» и незрелыми. Несмотря, на то, что они воодушевлены, отношения построить с ними трудно. Истерик, привязывается к человеку, становится от него зависимым, в дальнейшем провоцируя конфликты с ним.

Внимание и любовь для них одно и то же, в следствии чего полностью растворяются в отношениях. Впечатление, которое они производят на окружающих, для них важное и актуальное. В стрессе эгоцентричны, эмоциональны, склонны к драматизации ситуации.

Драйвер. Радуй меня, Радуй других, Старайся, Торопись.

Предписания. Не вырастай (от женщины), Не думай, Не будь важен, Не будь собой (от мужчины), Не будь мужчиной.

Слова. «Я запутался», «Я не знаю почему…» «Я не хочу думать об…».

Нуждаются в поощрении, независимости, самостоятельности. Необходим повод усомниться в их компетенции.


Ответственный трудоголик (обсессивно-компульсивная личность).  Полная противоположность истерика. Они полностью соблюдают правила, но никогда не выполняют поставленную задачу из-за стремления к совершенству. Тратят все силы на планирование, утрачивая суть работы. Самый страшный для них критик, это они сами. Чрезмерно добросовестны с высоким уровнем морали. Таким людям сложно расслабиться, так как они тратят всю энергию на выполнение работы. Успешны в командной деятельно Поль Вар,Двери контакта. Психология общения и коммуникации.сти. Делегировать обязанности не умеют. В стрессе очень напряжены, чрезмерно сосредоточены.

Драйвер. Будь совершенным, Будь сильным, Старайся.

Предписания. Не будь ребенком, Не чувствуй (радости), Не будь близок.

Слова. «С другой стороны…», «С объективной точки зрения», «Трудно узнать, что можно…»

Нуждаются в разрешении отдыхать, расслабляться и получать от жизни удовольствие. Общение, которое строиться через мышление, помогает им более глубоко мыслить.


Творческий мечтатель (шизойдная личность). Такие люди застенчивы, чрезмерно восприимчивы, эксцентричны. Многим такой человек покажется странным, из-за того, что он всячески избегает контакта, прячась в собственном внутреннем мире. Способны креативно мыслить, спокойные. Стремятся угодить. В стрессовой ситуации отстраняются, становятся пассивными, потерянными, чувствуют тревогу. Могут оцепенеть от страха. Поль Вар,Двери контакта. Психология общения и коммуникации.

Драйверы. Будь сильным, Старайся, Радуй других.

Предписания. Не живи (не будь), Не достигай (в отношениях), Не чувствуй (радости, восторга), Не принадлежи, Не думай, Не будь здоровым.

Слова: «Я не знаю…», «Я думаю еще…».

Нуждаются в стимуле, для выхода из зоны пассивности и отстранённости. Не стоит ждать, что он проявит себя. Молчание не означает, что ему, нечего сказать. Необходимо задать вопрос. Вероятнее всего, он предложит много интересных вариантов.

Такие люди в период взросления не получили силу и четкость, поэтому очень важно в мягкой форме обозначить «твердые ожидания».

Очаровательный манипулятор (антисоциальная личность). Находятся в конфликте с окружающим миром. Имеют проблемы с соблюдением правил, норм. Обладают низким уровнем толерантности. Находятся в постоянном поиске возбуждения и «драмы», поскольку для них это способ соприкосновения с чувствами. Они жестоки, безответственны, эгоистичны, хитры, активны. Для того, чтобы получить желаемое, прибегают к угрозам, шантажу и манипуляциям. На что тратят много сил.

Обладают высокой харизматичностью, артистичностью. Благодаря чувству «избранности» достигают своей цели находя в этом самоподдержку. Замечательный лидер, который способен выставить в благоприятном свете любую работу или проект. Поль Вар,Двери контакта. Психология общения и коммуникации.

Драйвер. Будь сильным/активным, Старайся.

Предписания. Не чувствуй, Не будь близким.

Слова. «Я нормально себя чувствую», «От этих идиотов, я получу все, что мне необходимо», «Я убью их или они убьют меня», «Я не буду честен с…»

Нуждаются в признании и восхищении их ума. Очень важно, показать, что они могут говорить о своих чувствах при этом находясь в безопасности. Главная ценность: сила, чуткость, понимание того, что они «не потеряют свою свободу».


Игривый упрямец (пассивно-агрессивная личность). «Обижен на мир». Упрям и вечно недоволен, ворчлив. Создается впечатление, что весь негатив «всосал с молоком матери». Со стороны кажется, что специально медленно работают. Не смотря на плаксивость, бунтарство, суету они становятся очень зависимы от отношений.

В раннем возрасте научились ориентироваться в своей жизни, желают контролировать каждое действие. Тратят много сил и энергии на борьбу с другими. Постоянно оказываются в конфликте. В стрессе, становятся упрямы, агрессивны. Поль Вар,Двери контакта. Психология общения и коммуникации.

Драйвер. Старайся, Будь сильным.

Предписания. Не чувствуй, Не будь близким, Не радуйся (наслаждайся), Не достигай.

Слова. «Я же ничего не сделал», «Я только ищу как помочь тебе», «Тебе не нужно обещать мне».

Нуждаются в игре, а не борьбе. Становится подозрительным все, что хоть немного (общение и (или) действие) кажется ему контролирующим.


Блестящий скептик (параноидная личность).  Чрезмерно замедлен мыслительный паттерн. Чувства небезопасности, неадекватности которые сидят очень глубоко, скрываются под маской нереалистичных ожиданий от самих себя. Яростное проецирование собственных мыслей, чувств на окружающих его людей.  Такой человек, настолько сверхчувствителен, что способен увидеть стимулы от человека, которые другие не замечают, это связано с тем, что они ревнивы, завистливы, злопамятны. Часто чувствуют себя обиженными, сомневаются в верности. Чувствуют «подвох» в каждом человеке, из-за чего не рассказывают много информации, опасаясь, что она будет использована в негативном русле. Как сотрудник, такой человек очень эффективен, поскольку ожидает идеала не только от окружающих, но и от себя. Поль Вар,Двери контакта. Психология общения и коммуникации.

Драйвер. Будь сильным, Будь совершенным.

Предписания. Не будь близким, Не будь ребёнком, Не чувствуй, Не наслаждайся.

Слова. «Что ты подразумеваешь под словами?», «Не борись/воюй со мной!», «Ты и я знаем, что случилось», «Я вижу. Ты мне не веришь», «Мне никто не верит».

Нуждаются в предсказуемости окружения, безопасности. Стабильность действий, это то, что он не получил в детстве. Предложив рассмотреть подозрения, которые посещают его, станет очевидным, что агрессия, не связана с конкретным человеком, а является защитным механизмом.


Личностные адаптации, помогут наладить контакт с человеком в самый сложный момент, когда приходит ощущение, что зашел в тупик. Каждый уникальный и «учится адаптироваться, как бы дезадаптивно это не было», выбирая тот способ, который наилучшим образом подходит конкретно ему. Понимание поведенческих паттернов, позволит повысить не только эффективность коммуникации, но и поспособствует узнать лучше себя, благодаря росту и изменению.

 

 

Литература:


  1. Kahler, Т., & Capers, H. The miniscript. Transactional Analysis Journal, 1974, 4(1), 26-42.
  2. Paul Ware Personality Adaptations (Doors to Therapy) TAJ, 1983, V.13, № 1, Р.11-19.
  3. Берн Э. Введение в психотерапию и психоанализ для непосвященных 
  4. Стюарт Я., Джойнс В. Современный транзактный анализ
  5. Гулдинг М. Гулдинг Р. – Психотерапия нового решения. Теория и практика